Начиная от замысла и кончая исполнением картины «Утро в сосновом лесу», всё говорит о манере живописи, свойственной именно Шишкину. Но так ли это на самом деле?

Художник Иван Шишкин

Знаменитая и любимая многими россиянами картина «Утро в сосновом лесу» имеет удивительную историю.

Автор картины – талантливый пейзажист Иван Шишкин. Любитель и пропагандист настоящей исконно-русской природы, Шишкин всегда старался запечатлеть на своей картине красоту родных полей, тучи, солнце, непередаваемую атмосферу просторов или глубокую глушь леса.  

Рожь, 1878 г.

Известно, что самому Шишкину принадлежит лишь пейзаж леса, а медведи были нарисованы совсем другим художником – Константином Савицким.

Есть версия, что и сама идея написать такую картину принадлежала Савицкому. В первоначальной версии эскизов было написано два медвежонка с некоторыми различиями в позе. Позднее количество медведей увеличилось. Сейчас в Государственном Русском музее хранятся первые карандашные зарисовки картины.

Художники Иван Шишкин и Константин Савицкий беседуют

У Савицкого так удачно получилось изобразить животных, что он поставил в углу картины свою подпись, рядом с Шишкиным, что в общем-то было и логично.

Позднее Савицкий писал родственникам: «Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю». Работа завершена, оба автора довольны.

Впервые свет увидел картину в 1889 году на XVII Передвижной выставке. После вернисажа к Шишкину обратился сам Павел Третьяков с предложением о покупке картины. Однако Третьяков посчитал, что манера письма принадлежит именно Шишкину и даже не стал брать во внимание работу Савицкого. Третьяков хотел быть единственным правообладателем и считал, что картина должна перейти от автора к покупателю и никак иначе (не от двух авторов). Выкупив картину, Третьяков самолично стер фамилию Савицкого с полотна, тем самым автором оставив одного Шишкина.

Если приглядеться, можно увидеть стертую подпись

Третьяков объяснял свой поступок так: «Начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

А как вы считаете прав ли был Павел Третьяков, что решил оставить одного автора? 

Одна картина-один автор, или…?
Яндекс.Метрика